ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА (ЧАСТЬ 10)

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Еще в начале 90-х годов в оппозиционных кругах возникали споры по вопросу: “Куда поведет Ислам Каримов Узбекистан –  в сторону демократии или в сторону автократии?”. Большинство предполагало, что судьба Узбекистана будет незавидной, а некоторые из них даже говорили, что Узбекистан ждет страшная судьба, лишь немногие надеялись на лучшее –  они говорили, что демократический Запад не допустит, чтобы в постсоветских государствах сохранились коммунистические порядки. К концу 1993 года с демократической оппозицией было покончено–  лидеры покинули родину, некоторые оказались в тюрьме, за простыми членами “Бирлика”,  “Эрка” и других оппозиционных организаций был установлен строгий надзор по месту проживания. Мне знакомые милиционеры рассказывали, что после утренней разводки начальник милиции собирал всех участковых и спрашивал каждого из них: “Как “бирликовцы” и “эрковцы”, ты следишь за ними? Чуть что пиши донесение –  мы быстро возбудим уголовное дело. Как работают аксакалы из махаллинского схода граждан и посбоны? Следи за ними –  они ведь не зря за это деньги получают!” На особом учете стояли руководители предприятий, учреждений, школ, ВУЗов и других государственных организаций, в которых работали “бирликовцы” и “эрковцы” –  они обязаны были немедленно уволить их с работы, если это требование исходило из милиции или прокуратуры.

Некоторую свободу действий имели правозащитники, т.к. они работали в тесном контакте с международными правозащитными организациями как “Хьюман Райтс Ватч” и “Фридом Хаус”, которые имели в Ташкенте свои офисы, а также с посольствами США, Великобритании, Франции, Швейцарии, Чехии, Польши, Италии и Словакии. Нередко Узбекистан посещали сотрудники правозащитных организаций “Эмнести Интернешнл” (Лондон), “Международной Хельсинкской Федерации” (Вена) и “Мемориал” (Москва), с узбекскими правозащитниками активно переписывались и поддерживали их такие организации как “Международная федерация за права человека” (Париж) и “Международная лига прав человека” (Нью-Йорк), “Нидерландский Хельсинкский комитет” (Гаага), “Норвежский Хельсинкский комитет” (Осло) и “Польский Хельсинкский Фонд” (Варшава). Об этом я пишу только потому, что И.Каримов уничтожив политическую оппозицию в зародыше, но не смог то же самое осуществить с правозащитным движением. Помню, 1992 году, когда были открыты первые посольства (США, Турция и т.д.), а также офисы некоторых международных организаций (напр., Программа развития ООН (ПРООН)), милиция нас ловила за 50-100 метров до офисов посольств и других организаций –  так продолжилось года два-три. Мы созванивались с посольствами и рассказывали, что нас задержали до подхода к их офису, указывая место и время задержания. Наверное, этот вопрос обсуждали между собой послы разных стран и поднимали его на уровне МИД Узбекистана.

Обстановка постепенно смягчалась и наша активность начала расти. 21 августа 1996 года из США после почти трех с половиной год отсутствия прилетел председатель ОПЧУ Абдуманноб Пулатов и мы немедленно приступили к проведению 2-го Курултая организации, который был успешно проведен 6-7 сентября. 11-12 сентября в Ташкенте состоялся симпозиум ОБСЕ, на котором приняли участие А.Пулатов и я. Нам казалось, что И.Каримов отпустил вожжи и теперь в Узбекистане начнется процесс демократизации. В разных регионах появились прекрасные правозащитники как Холхужа Юнус, Шаврик Рузимуродов, Бахтиёр Хамраев, Маматкул Мухторов, Елена Урлаева и другие. Но, оказалось, что наши ожидания на лучшее были обманчивыми –  постепенно стала вырисовываться другая картина –  картина зловещая, кровавая и безжалостная. В июле 2001 года в подвале МВД был убит Шаврик Рузимуродов. Елену Урлаеву поместили в психушку. Правозащитница-адвокат Мутабар Атабабаева из Джизака умерла после того, когда зимой, среди ночи, ее саму, ее дочь и двух внучек милиция по решению суда насильно выгнала из ее дома, выбросив все ее домашние вещи на улицу. Вся семья провела ночь под холодным дождем. Мутабар Атабабаева простудилась и вскоре умерла.

Чем ближе приближался 2005 год, тем яростнее становилось давление властей на правозащитников. Правозащитников стали арестовывать, как говорят, “пачками”. В сентябре 2002 года были арестованы три члена ОПЧУ из Нишанского района Кашкадарьинской области. В том же сентябре был арестован Турсинбай Утамуратов, председатель Каракалпакистанского республиканского отделения ОПЧУ и осужден к 9 годам лишения свободы. Чуть позднее был арестован правозащитник Насим Исаков из Джизака, который был лишен свободы на 8 лет. Аресты на этом не закончились, они продолжались, и в мае 2005 года все было кончено –  после расстрела жителей Андижана власти возбудили 18 уголовных дел против правозащитников, абсолютное большинство которых были членами ОПЧУ. Начался исход членов ОПЧУ в зарубеж –  оставаться в Узбекистане было крайне опасно. Власти стали “чистить” Узбекистан от международных организаций и СМИ –  были изгнаны “Фридом Хаус”, “Хьюман Райтс Ватч”,  “Институт Открытое Общество” (Фонд Сороса), Радио ВВС и  “Озодлик” и т.д. В Узбекистане начались бесконечные суды и страна погрузилась в  в средневековое мракобесие. Оказались правыми те, которые еще в начале 90-х годов говорили, что Узбекистан ждет страшная судьба. Хотя И.Каримов не на шутку испугался за расстрел Андижана, но спустя некоторое время в душе, наверное, торжествовал – 1) серьезной оппозиции нет; 2) правозащитному движению нанесен смертельный удар, остались только прирученные организации; 3) изгнаны все нежелательные международные организации и СМИ; 4) после массовых судебных процессов страна долго не оправится; 5) теперь можно не беспокоится, что мне не дадут оставаться у власти до конца моей жизни. Итак…

И.Каримов добился своего. Осталось совсем малость – сделать так, чтобы бывшие оппозиционеры, правозащитники, журналисты, писатели, поэты и их поддерживающие люди, уехавшие в демократические страны, не смогли вернуться на родину. Но это не трудно –  нынешний Олий Мажлис готов на все –  он сочинит и примет надлежащий закон. Теперь можно спокойно подумать о своей старости, о судьбе дочерей и жены, о накопленных богатствах. О загробной жизни думать не стоит –  он всю жизнь, особенно тогда, когда стал главой государства, люто ненавидел ислам, пересажал тысяч ни в чем не повинных мусульман, умерли или живы Абдулла Утаев, Абдували Мирзаев, Рамазон Маткаримов, Хусниддин Назаров и многие другие, которые были похищены его спецслужбами, никто не знает. Но вот о мстителей надо подумать. Могут ли быть такие люди, которые хотят отомстить за отца, не вернувщегося из тюрьмы, за брата, которого убили во время допроса, за жену или сестру, которая умерла от туберкулеза, от которого заразилась в женской колонии? Конечно! Но мудрецы говорят, что месть может быть справедливым и несправедливым. И.Каримов всю жизнь мстил людям несправедливо, исходя только из своих интересов.

Вот пример 1. Богослов-ученый Обидхон Назаров во время своих проповедях говорил, что при безбожном СССР был уничтожен цвет мусульман-богословов-ученых, сжигали на кострах тысячи редких книг об исламе, в том числе Кораны, призывал прихожан к честности и справедливости, быть богобоязненным. Хотя он в своих проповедях ни разу не упоминал имя И.Каримова, спецслужбы буквально ходили за ним по пятам. Сначала 1) ему запретили делать проповеди в мечети “Тухтабойвачча”, в котором он был имамом; 2) отобрали и разрушили его частный дом, который находился через улицу с мечетью, переселив его семью в многоэтажный дом; 3) машина со спецслужбистами постоянно дежурила возле его дома; 4) в конце 90-х годов он с семьей вынужден был покинуть Узбекистан, некоторое время жил в Казахстане, и получив статус беженца переселился в Швецию; 5) 23 февраля 2013 года спецслужбы организовали на имама покушение –  подосланный киллер Юрий Жуковский застрелил имама в подъезде своего дома. О.Назаров более полутора года находился в коме, находясь в одной из больниц Швеции; 6) 16 мая 2004 года его сын Хусниддин Назаров был похищен сотрудниками СНБ, его дальнейшая судьба до сих пор неизвестна. То, что И.Каримов мстил Обидхону Назарову очевидно. За что?

Пример 2.  Мурод Жураев, в последние годы существования СССР, являясь председателем Мубарекского городского совета народных депутатов (Кашкадарьинская область), в 1989 году решением горсовета запретил деятельность Мубарекского городского комитета коммунистической партии. В то время И.Каримов работал на посту 1-секретаря Кашкадарьинского обкома компартии. В 1990 году М.Жураев стал депутатом Верховного Совета (тогдашнего парламента), а И.Каримов –  президентом УзССР. М.Жураев в 1991 году вступил в оппозиционную партию “Эрк” и стал одним из ее руководителей. В 1991 году начались массовые репрессии против фракции в парламенте демократически настроенных депутатов –  несколько депутатов были арестованы и осуждены, несколько депутатов, в том числе и М.Жураев, вынуждены были покинуть Узбекистан. Но в 1994 году агенты спецслужб выследили М.Жураева в Алматы, там он был задержан и вывезен в Ташкент. В октябре 1994 года суд приговорил его к 12 годам лишения свободы, но он до настоящего дня остается в неволе, т.к. суд четыре раза ему продлевал срок наказания. И.Каримов не забыл, что М.Жураев в 1989 году запретил деятельность компартии в своем городе и, поэтому, продолжает ему мстить.

Пример 3. Правозащитник, председатель Сырдарьинского областного отделения ОПЧУ, Азам Фармонов был арестован 29 апреля 2006 года. Одновременно был арестован Алишер Караматов, председатель Мирзаободского районного отделения ОПЧУ. Обвинив по статье 165 (Вымогательство) Янгиерский городской суд по уголовным делам приговорил каждого из них к 9 годам лишения свободы. Я принимал участие в их уголоном деле в качестве защитника и неопровержимо доказал сфабрикованность их уголовного дела и это доказательство до сих пор не опровергнуто ни вышестоящими судами, ни прокуратурой. А.Караматов 12 марта 2012 года вышел на свободу (надо полагать по амнистии). Хотя 29 апреля 2015 года А.Фармонов отбыл полный срок наказания, он до настоящего дня остается в заключении – 1 мая 2015 года суд продлил срок наказания на 5 лет 26 дней, причем весь срок он отбывал в колонии УЯ 64/71 в Жаслыке. Почему такая жестокость по отношению правозащитника? Дело в том, что А.Фармонов мой зять, муж моей дочери Озоды Якубовой. Несомненно, И.Каримов мстит мне за мою правозащитную деятельность, хотя за все эти годы (со 2 февраля 1992 года до 6 мая 2009 года) я постоянно работал в рамках закона. Да, я написал и распространял тысячи сообщений, бюллетеней, докладов, обращений, заявлений и т.д. Такова работа правозащитников во всем мире, а Узбекистан не исключение. И.Каримов мстит мне совершенно несправедливо.

Пример 4.  Правильно поступил тогда, в 1991 году, или неправильно –  теперь неважно –  Мухаммад Солих баллотировался на пост президента вместе с И.Каримовым. Понятное дело, он проиграл выборы, получив около 13% голосов избирателей. В условиях, когда избирательная система полностью находится под контролем одного из претендентов, этого поражения надо было ожидать. Были люди, которые работали в избирательных комиссиях, потом рассказывали, что М.Солих выиграл выборы, например в Хорезмской области, с подавляющим преимуществом. Выигрышь М.Солиха наблюдался и в ряде других областях и районах Узбекистана. Вскоре после выборов И.Каримов со всей решимостью начал выдавливать из политического поля оппозиционные партии, в частности руководимую М.Солихом партию “Эрк”. М.Солих был арестован, но вскоре выпущен на свободу. Но было понятно, что над ним сгущаются тучи и он будет арестован и осужден на многие годы. В 1993 году М.Солих покинул Узбекистан. Но на этом И.Каримов не успокоился –  по его команде один за другим были арестованы три брата М.Солиха, один из них, Мухаммад Бекжон, с 1999 года находится в тюрьме. В 1999 году в Ташкенте произошла серия взрывов, о которой многие люди, а также некоторые эксперты, утверждали, что эти взрывы устроили сами власти для окончательной расправы над светской и религиозной оппозицией. М.Солиха следствие превратило в одного из фигурантов уголовного дела, суд же его приговорил к 15,5 годам лишения свободы (заочно) –  М.Солих уже давно жил в Норвегии, получив там политическое убежище. Может ли быть более убедительного доказательства того, что одним из личностных качеств И.Каримова является коммунистическая нетерпимость и мстить своим оппонентам? Конечно, нет!

Итак, я заканчиваю эту большую по объему статью. Она написана накануне празднования 24-летного юбилея независимости Республики Узбекистан. Я ее предложу на суд уважаемых читателей. Все то, что в ней изложено, пережито мной самим –  я был одним из участников событий в новейшей истории Узбекистана. Мне 75 лет, думаю, что моя жизнь подходит к своему финишу. Поэтому, хотя мой зять все еще остается в тюрьме, и совершенно непонятно как с ним И.Каримов намерен поступить, я опубликую ее в Фейсбуке и некоторых интернет-сайтах. Я знаю, что И.Каримов будет мстить и далее. Ну что-ж – такова судьба, от нее не убежишь.  Я уверен, что И.Каримов меня переживет, т.к. хотя он старше меня на три года, но условия проживания, медицинское обслуживание и то, что все его близкие рядом с ним, а я оторван от своей семьи, делают наши положения абсолютно несравнимыми –  вот поэтому я говорю, что он меня переживет. За все эти 24 года я старался постичь его личностные качества, размышлял о его решениях в госуправлении и международных отношениях, как он выходил из ситуации в трудные ему моменты. Я не историк и мое исследование о нем неполное. Но, думаю, что со временем историки напишут о нем полную, без прикрас и во всей наготе картину. Слишком он унизил узбекский народ и об этом будущее поколение должно знать.

КОНЕЦ.

Categories: СТАТЬИ | Оставьте комментарий

Навигация по записям

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.